Почему Microsoft хочет убить нетбуки?

24.12.11

На прошлой неделе один из основных производителей компьютеров для бизнеса, Dell объявил о том, что не будет больше производить нетбуки. Пока остается в продаже только пара бизнес-моделей Latitude, но новых нетбуков (на обновленной платформе Intel Cedar Trail) Dell производить не собирается. Очевидно, компания была не довольна их продажами. И у других производителей дела с нетбуками обстоят не лучшим образом. По данным аналитиков ABI Research, продажи нетбуков во 2 квартале этого года упали до 7.3 млн с 13.6 млн в первом квартале. В то же время, продажи конкурирующей технологии - планшетов за тот же период выросли с 6.4 млн до 8.4 млн. Но планшеты не являются одноособными убийцами нетбуков. Главный виновник - Microsoft.

Microsoft не любила нетбуки с момента их появления. Ведь идея нетбука - это "дешевый, маленький, маломощный ноутбук для работы с интернетом". Операционная система Windows для нетбуков оказалась избыточной и тормозящей. Если с Windows XP еще все было нормально, то Vista для девайса, в котором главное приложение - это браузер, оказалась не приспособленной. Да и рыночная цена нетбуков (200-300$) никак не может включать в себя 100$ за лицензию Windows. Microsoft приходилось продавать лицензии Windows производителям с большой скидкой. И при этом компания теряла деньги каждый раз, когда покупатель выбирал дешевый нетбук вместо полноценного ноутбука.

С появлением Windows 7, Microsoft ввела ряд ограничений. Во-первых, урезанная бюджетная версия ОС для нетбуков Windows 7 Starter могла устанавливаться только на нетбуки с экраном менее 10.1 дюймов и 1Гб оперативной памяти. Во-вторых, Windows 7 Starter была лишена некоторых важных для бизнеса фичей - работы с Windows Server, шифрования, поддержки рабочих групп. А бизнес-пользователи - это, пожалуй, основные покупатели нетбуков.

В результате, нормальных Windows-нетбуков на рынке практически нет. А покупатели все еще хотят именно Windows-нетбуки по малой цене. И устанавливать нелицензионную Windows XP на нетбук - для многих не выход.

Другое дело с планшетами. Они стоят от $600, и их покупают во многом ради приложений, а не ради браузера. Такой расклад для Microsoft более интересен. И новая Windows 8 уже позиционируется, как ОС для планшетов.

Последняя надежда для нетбуков - это Google с его хромбуками и китайские производители, которые любят штамповать дешевые девайсы.